Шрифт:
Шахов. Странно. Со мной такого не было.
Скуляев. Любопытно. С грязным невежественным живописцем, значит, нельзя...
Шахов (перебивает, но довольно флегматично). Я никогда не был грязным невежественным живописцем.
Скуляев (не обращая внимания). А с чистым интеллигентным архитектором можно?..
Шахов (на той же ноте). Ты никогда не был чистым интеллигентным архитектором.
Скуляев (стучит кулаком по столу, с яростью). А кем же я, по-твоему, был? И кто ты такой, чтобы об этом судить?!. Особенно сейчас!.. Одна нога в помойке, другая - в могиле.
Шахов (спокойно). Не ори. Не дома. То есть, конечно, дома, но не у себя.
Скуляев (с издевкой, обводя жестом помещение). А это, по-твоему, дом?.. Сейчас многие собаки живут лучше.
Шахов. Наше общество это не украшает.
Скуляев. Общество?.. Какое общество?.. Где ты видел это самое общество?.. С одной стороны - кучка жирных подонков, с другой - толпа голодных идиотов...
Наталья (бесстрастно, глядя перед собой). А между ними несколько хитрых негодяев, которые кричат "фас!". Как тем, так и другим. Кто первый заведется.
Шахов (вздыхает). Н-да, выбор невелик. Или - или.
Скуляев (смотрит на Шахова, отчетливо). Предпочитаю быть жирным подонком.
Шахов (смотрит на него). Ты самокритичен.
Скуляев. В отличие от некоторых.
Шахов. Я сам по себе. Ни тот, ни другой.
Скуляев (с издевкой). Личность. Свободная личность. Философ. Шопенгауэр. Иконки. Матрешки. Дудки с балалайками. Шут. Арлекин.
Наталья. Скорее, Пьеро.
Шахов. Во всяком случае, не голодный идиот.
Скуляев. Хочешь сказать, что это был твой свободный выбор?.. Буржуйка. Чердак.
Шахов. Мы снимали здесь эпизод из фильма о Хармсе. "Прогулка с манекеном". Я был художником-постановщиком. Здесь, здесь, здесь (указывает на пол по обе стороны от стола) горели свечи. Из этого шкафа, из клубов дыма выходил человек в черном плаще с лампадкой на цепях и кадил. Черная месса... И золотая рыбка в круглом аквариуме. Китайский телескоп. Пока снимали, вроде было ничего, а стали материал смотреть - выпендреж, вкусовщина... А место хорошее... (Осматривается вокруг.)
Наталья (оборачивается и смотрит на него затуманенным взглядом). Ты ненормальный. У тебя никогда не было жилья, в котором могла бы жить женщина.
Шахов (смотрит на нее, сейчас они оба в далеком прошлом). Ты говорила, что тебе никогда и ни с кем не будет так хорошо, как было со мной.
Наталья (пробегает пальцами по пуговицам блузки). У тебя так жарко.
Шахов. Я специально натопил, чтобы ты чувствовала себя свободно.
Наталья. Я всегда была для тебя только натурщицей.
Шахов. Не только.
Наталья. Но ведь у тебя было много таких, как я?
Шахов. Таких - нет. Были похожие. Более или менее. Внешнее сходство.
Скуляев смотрит на них, сжав кулаки и стиснув челюсти. Пауза. Скуляев откидывается на спинку стула и начинает хохотать.
Скуляев (сквозь хохот). Идиот!.. Кретин!.. Придурок!.. (Резко оборачивается к Шахову, говорит жестко, отчетливо.) Думаешь, я не знал?.. Знал, и все равно отпускал: иди, позируй!.. Нужна живая натура?.. Голая?.. Причем, не просто голая баба, нет - муза!.. Боттичеллиевская Венера!.. Мона Лиза! Иди!.. Я не ханжа, мы все - художники!.. Она уходила, а я сходил с ума!.. Я представлял, как она сидит перед тобой, открыто, свободно, ни во что не кутаясь: на, я вся твоя, делай со мной что хочешь!.. (Убитым голосом.) А со мной она всегда гасила свет и спешила: скорее, скорее, только бы поскорее все кончилось!.. Особенно после тебя, по возвращении...
Шахов (холодно). Ты болен. Тогда у нас ничего не было. Просто натура. И все.
Скуляев (недоверчиво, с робкой надеждой). Врешь?..
Шахов (кивает на Наталью). Спроси у нее.
Скуляев (потрясенно). У нее?!. Задать женщине такой вопрос и услышать в ответ правду?.. Ты - ненормальный.
Наталья (оборачивается к ним, расстегивает блузку). Это правда.
Скуляев (смотрит на нее, скептически). Ну-ну, вешай лапшу!.. Ты два часа сидишь перед ним в чем мать родила, он водит кисточкой, а потом вы садитесь пить чай!.. (Кричит.) Да за кого ты меня держишь, сука?!.
Шахов (предостерегающе). Но-но, тихо!..
Скуляев (резко оборачивается к нему, блатным тоном). Что я слышу?.. Вша кашляет?.. Да я тебя соплей перешибу!.. Башку отобью в момент!..
Наталья (резко). Оставь этот тон!.. Не у ларька!..
Скуляев (расслабленно откидывается на спинку стула). Тон не нравится. Как же, культурные люди, художники!.. Все тихо, прилично, никаких "пасть порву", а рвут друг друга почище волков!.. Особенно сейчас, когда кормушка опустела... Спонсоры, гранты - за баксы пятки готовы лизать!.. Голые задницы показывать!.. А если бы еще презервативы разрешили рекламировать - представляете, что бы было?..