Шрифт:
А у мужика-то и левая ручка крепкая. Извиняюсь за выражения - шуйца. Могучая. Как клешня. Он резко ухватил меня за ворот, притянул к лицу и бешено сообщил:
– - Если с Любавой чего содеял... удавлю!
Ну вот. А ты вешаться собрался. Желание убить другого может только предшествовать готовности убить себя. Пока я живой - и ты жить будешь. А я тут надолго приземлился. Если вот такие бешеные не пришибут.
– - Уймись. С ней - ничего. Я её и не видал. Да отпусти ты! А Светанины бредни... ну, сам понимаешь - язык длинный, на ветру болтается.
Я осторожно покрутил головой на освобождённой шее. Временно освобождённой. Это у них, похоже, тайное семейное боевое искусство. Такое "втык-ван-ду". Типа: делаю один втык, а второй - уже по крышке гроба.
Чуть-что - захват противника за горло. И - давить... Светана тоже за шею меня ухватила. Здесь это называется - выя. Вот она меня и "завыела". Или - "выйконула"? Мда... Левая у Потана - могучая, хоть... хоть попаданцев дави, а вот правая - плетью висит. А что по этому поводу говорит моя пост-пост-индустриальная эпоха? Физиотерапия, электрофарез, проводимость нервных волокон... Мне всё это здесь...
Стоп! Ах, какая у меня прекрасная обширная свалка! Есть там кое-что из старых историй. Даже - картинок, даже - кинокартинок. Точно: однажды, в одном товарном вагоне, который ехал по одной, уже несуществующей стране, один вежливый человек не захотел играть в карты. Ему очень настойчиво предлагали, а он очень вежливо возражал. И ему стало от этого очень душно. Тогда он решил улучшить вентиляцию в помещении и стукнул кулаком в стенку вагона. Так просто - ручкой стукнул, и дощечка сломалась. Вы такую доску-вагонку в руках держали? Сломать пробовали? Вот и я об этом.
А прикол в том, что у того вежливого человека была с рукой та же проблема, что у Потани. Сначала была, а потом перестала. И я помню, как он её решил! Годовой подшивкой газеты "Правда". Ничего не помню - ни режиссёра, ни актёра, ни оператора. А вот то, что если бить в "Правду" кулаком, то кулак становиться "вагоноломным" - запомнилось. Большевики, они, конечно, несгибаемые. Но "Правда" у них - вполне амортизирует.
Газет здесь нет, но заменитель... придумаем. Мне же не передовицы воспроизводить. А толщину и фактуру... Можно приблизительно.
– - Потаня, ты грамотный?
– - Чего это ты? Ну, буковицу разумею.
– - Рука у тебя перебита. Так?
– - Ну.
– - Ещё раз нукнешь - игогокать заставлю. К крестьянскому труду ты не годен. Так?
– - Ну. В смысле - да. Ты чего спрашиваешь? Издеваешься? Сам же видишь...
– - Помолчи. Раз не годен к труда крестьянскому - будешь делать другую работу.
– - Ты, боярич, молодой ещё. Глупый. Я, что, сам не думал? Какая другая работа здесь может быть? Такая, чтобы на весь год? Ремесло какое хитрое... так я не знаю. Плотницкое дело, в шорники там, в скорняки... Даже за скотиной с одной рукой не походишь. В пряхи? Бабскую работу делать? Так ведь и они двумя руками... А я вон - даже узел на вожжах, чтоб повеситься, затянуть не смог. С одной рукой-то и не повесишься. Может, утопиться мне?
– - Не, не получится - выгребешь. У тебя же вторая... аж шея заболела. А ты грибков покушать не пробовал? В здешних лесах такие бледные поганки произрастают. Во-о-от такие. Скушаешь парочку - точно сдохнешь. Обещаю. Ну, три-четыре дня криком покричишь, дерьмом с блевотиной изойдёшь. Полежишь в этом во всём, погреешься. И мы тебя закопаем. Тихо-мирно под забором.
Ты что, от меня утешений да соболезнований ждёшь? Так это не ко мне, это - к ГБ, к господу богу. А я - язва, зараза и чирей в неудобном месте. И пока ты на меня волком глядишь и к горлышку моему примеряешься - мы с тобой ещё поживём. Со злости - не вешаются, вешаются - с тоски.
– - Сволота ты, боярич. Змей поганый.
– - Эт да, эт ты точно заметил. Только не змей - крокодил. Никогда не видал? Зелёненький такой? Как твоя тоска. Теперь по делу. Мне нужен грамотный письменный мужик. С мозгами. Чтоб мозги были - все и даже поболее обычного. А руки-ноги - без разницы. Пойдёшь?
– - Может, ты и крокодил. Злой и хитрый. А ума нет. У меня же правая рука - мёртвая. Как же я писать-то буду? Головёнка твоя, боярич, не только без волос, а ещё и без мозгов. Или ты нарочно меня дразнишь?
Нет, Потаня. Не дразню. Ты правильно сказал: я - дурак. Да сколько ж можно мне обо все эти попадуйские камешки спотыкаться! Не пишут на Руси левой рукой. Напрочь. Да и вообще - есть стандартное общепринятое распределение функций: вот для этого дела - правая, вот для этого - левая. Григория Мелехова его отец по лбу бил, когда тот в детстве ложку левой рукой брал. И выбил эту... "детскую болезнь левизны". У Мелехова осталась только манера держать шашку в бою левой рукой, перебрасывая клинок из правой в последний момент.